Трудности, с которыми сталкиваются разработчики нормативной базы по охране труда

Практика подготовки нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, свидетельствует, что данная работа сопряжена с рядом существенных проблем, обусловленных следующими обстоятельствами.

Казалось бы, безусловным является утверждение, что нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, не должны содержать требований, отнесенных законодательством к сфере технического регулирования.

При этом следует учитывать, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 1 Закона № 184-ФЗ сфера его действия распространяется на «отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в т. ч. зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

Однако необходимо заметить, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 184-ФЗ его действие «не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда...», а в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона он «не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением... требований в области охраны труда... за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

Анализируя приведенные правовые нормы, нельзя не признать, что их совокупное содержание по меньшей мере допускает возможность субъективного толкования (тем более в отсутствие официального разъяснения полномочного правоприменительного органа). Это, в частности, позволяет отдельным специалистам утверждать, что любые требования к продукции (подразумевая при этом здания, сооружения, оборудование, механизмы, инструменты и приспособления, средства индивидуальной защиты, сырье, материалы и т. д.) являются сферой технического регулирования.

Однако сторонниками указанного мнения не учитывается, что, в соответствии с положениями ст. 209 ТК РФ, охрана труда – это «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические (следует подчеркнуть особо!), санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Учитывая изложенное и результаты анализа приведенных законодательных норм, представляется, что нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, не должны содержать требований к процессам проектирования, производства, конструкции, комплектации и эксплуатационным характеристикам технологического оборудования и режимам его работы.

Вместе с тем в них могут и должны содержаться требования, регламентирующие безопасную организацию на рабочих местах, наличие ограждений, сигнальных устройств, страховочных приспособлений, меры по ограничению потенциальной опасности используемого технологического оборудования, приемы безопасной работы на потенциально опасном технологическом оборудовании.

Завершая эту часть обсуждения, можно заключить, что по рассматриваемому вопросу в указанных законодательных актах содержатся недостаточно урегулированные правовые нормы. Представляется также, что эти «разночтения» в значительной мере могли бы быть урегулированы надлежащим нормативным правовым актом, устанавливающим структуру и содержание нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В прошлом, подобным нормативным правовым актом, в значительной мере регулировавшим порядок разрешения рассматриваемых вопросов (безусловно, применительно к своему времени), являлось постановление Минтруда России от 01.07.1993 № 129 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда» (кстати, прошедшее в установленном порядке регистрацию в Минюсте России), которое утратило юридическую силу в связи с изданием постановления Минтруда России от 24.01.2003 № 5.

Действующее в настоящее время постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» в силу ряда объективных обстоятельств (не прошло в установленном порядке регистрацию в Мин юсте России, не соответствует положениям Закона № 184-ФЗ, т. к. разработано и утверждено до принятия и введения его в действие) надлежащим нормативным правовым актом не является.

Учитывая обсуждаемые проблемы, в конце 2014 г. ученым советом ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России были разработаны и одобрены актуализированные Рекомендации по подготовке правил по охране труда, которые могут использоваться при разработке новых правил по охране труда. Однако в силу своего правового статуса они также не могут в полной мере нивелировать решение всех рассматриваемых в данной статье проблем.

Таким образом, завершая обсуждение, представляется, что системное проведение работы по актуализации и разработке нормативных правовых актов в сфере охраны труда в значительной мере обусловлено скорейшим принятием Минтрудом России решения о подготовке и принятии указанного нормативного правового акта, разработка проекта которого могла бы быть поручена ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда».

Из статьи И.А. Воробьева, советника генерального директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России.

Получить коммерческое предложение на обучение
ПОЧЕМУ МЫ?

Мы работаем на рынке дополнительного профессионального образования более 10 лет. Большинство наших клиентов сотрудничают с нами постоянно. Ежегодно наши курсы проходят более 20000 слушателей.

Компаниям дешевле обучить сотрудников, чем платить штрафы, к тому же наши цены ниже средних по рынку.

Качественно обученный специалист сможет организовать работу так, что Вашей организации не придется тратиться на устранение проблем и ошибок.
Наш Учебный центр имеет все необходимые лицензии. Обучение проводят высококвалифицированные и опытные преподаватели-практики с высшим профильным образованием по преподаваемым программам. Документы, которые слушатели получают по окончании обучения,соответствуют требованиям законодательства РФ.
В нашем центре Вы можете пройти обучение по всем направлениям обеспечения безопасности (и не только!). Вы можете выбрать удобный для Вас формат и скорость обучения.
Учебный центр находится в центральной части Симферополя, к Вашим услугам удобные просторные классы, оснащенные всем необходимым для комфортного обучения.
Большинство наших программ одобренопрофильными министерствами и надзорными органами: Министерством труда, Министерством транспорта, МЧС, Ростехнадзором
Мы можем разработать программу, полностью отвечающую именно вашим задачам. При необходимости организовываем выездное обучение на территории заказчика – ваши сотрудники смогут получить необходимые навыки на своих рабочих местах.

Нам доверяют