Разъяснения об административной ответственности за нарушения охраны труда

В случае выявления инспекторами труда в ходе проверки каких-либо нарушений, компания, ее руководитель, а также иные работники, ответственные за соблюдение трудового законодательства и требований охраны труда могут быть привлечены к административной ответственности.

Следует отметить, что любое назначение ответственных лиц не гарантирует уход генерального директора (работодателя) от ответственности. Единственным основанием для непривлечения к административной ответственности является соблюдение требований законодательства.

В случае выявления нарушений первые лица организаций:

- могут получать обязательные для исполнения предписания и представления;

- могут быть обязаны выплатить административные штрафы согласно статьям КоАП (ст. 5.27–5.34);

- могут получать судебные решения, запрещающие работу как в отдельных подразделениях своей организации, так и на предприятии в целом;

- могут быть отстранены от работы (например, с тем, что они не прошли обучения по охране труда).

Важным является то, что в соответствии с текущей правоприменительной практикой, при совершении аналогичного нарушения в отношении сразу нескольких работников компании, например, при допуске работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, общий размер административного штрафа, налагаемого на должностное лицо или организацию за указанное нарушение, может быть рассчитан исходя из общего количества работников, в отношении которых работодатель допустил указанное нарушение.

Кроме привлечения работодателя к ответственности, по итогам проверки государственной инспекцией труда также будет вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Таким образом, помимо оплаты административного штрафа, работодателю необходимо будет в срок, установленный в предписании, исправить допущенные нарушения. В противном случае, работодатель будет привлечен к ответственности уже за невыполнение предписания.

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в нормы КоАП РФ, регулирующие административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Рассмотрим самые существенные для работодателей изменения. Прежде всего, законодатель разделил санкции за нарушение трудового законодательства и законодательства по охране труда, выделив последние из общей ст. 5.27 в отдельную статью – 5.27.1.

Общие формулировки «нарушение законодательства о труде и об охране труда» теперь исчезли из КоАП РФ и на их место пришли конкретные частные основания для привлечения к ответственности. Например, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и др.

Стоит обратить внимание, что за отдельные нарушения работодателю сразу грозит дисквалификация.

Как показывает практика привлечения работодателей к ответственности самыми распространенными нарушениями в сфере трудового законодательства и законодательства по охране труда являются:

- книга учета движения трудовых книжек не скреплена сургучной печатью или пломбой;

- в трудовых договорах нет всех гарантий, работникам работающих во вредных условиях труда (согласно изменениям, введенным с 01.01.2014);

- есть задолженность по предоставлению отпусков;

- нет аттестации или специальной оценки условий труда;

- офисные работники, работающие с ПЭВМ при приеме на работу не проходят медицинские осмотры и нет, в том числе и результатов периодических медицинских осмотров;

- работникам, периодически задерживалась выплата отпускных, то есть вместо того, чтобы выплачивать отпускные как положено по ст. 136 ТК РФ за три дня до начала отпуска, они выплачивались иногда в первый день отпуска, иногда после отпуска, в связи с тем, что работники ходят в отпуск по заявлениям.

Таким образом, с учетом увеличения размеров административных штрафов и ужесточения практики их применения, работодателям необходимо заранее выявить возможные нарушения и самостоятельно устранить их, не дожидаясь проведения проверки контролирующим органом.

Необходимо помнить, что с 01 января 2015 года сроки давности привлечения к административной ответственности увеличился с 2 месяцев до 1 года, что несомненно еще сильнее усложняет положение работодателей при проведении инспекционных проверок.

Коммерческое предложение на образовательные услуги
ПОЧЕМУ МЫ?

Качество преподавания обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом кафедры, который на 60% состоит из ведущих научных сотрудников РАН и является коллективом единомышленников.

Вы можете быть уверены, что Вы изучаете только самые актуальные вопросы профессии. Никакого устаревшего материала. Только самое важное и современное в легкой для восприятия форме.

Учебные аудитории оборудованы в соответствии с современными требованиями к процессу обучения: наличие мультимедийных средств делает обучении наглядным и эффективным.