Проблемы нормативно-правового регулирования охраны труда

Проблемы нормативно-правового регулирования требований охраны труда не новы и общеизвестны. Тем не менее, уместно еще раз обозначить главные из них.

В настоящее время большинство применяемых на практике отраслевых правил по охране труда, в т. ч. утвержденных органами исполнительной власти СССР, и межотраслевых правил по охране труда, принятых в период с 1997 по 2003 г. Минтрудом России, фактически не являются надлежащими нормативными правовыми актами, содержащими обязательные государственные нормативные требования охраны труда, по следующим основаниям:

- большинство из них по разным причинам не прошли в установленном порядке регистрацию в Минюсте России и не были опубликованы в официальных источниках;

- все они без исключения противоречат положениям Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), т. к. содержат правовые нормы, относящиеся как раз к сфере регулирования этого закона;

- подавляющее большинство их были утверждены более 10 лет назад, за это время законодательство об охране труда не раз претерпевало существенные изменения, тогда как в соответствии с положениями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда» и действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что государственные нормативные требования охраны труда подлежат переработке при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда.

В этой связи следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ст. 26 Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), с 1 июля 2015 г. уполномоченным должностным лицам всех без исключения органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля будет запрещено проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами ходили в установленном порядке регистрацию в Минюсте России, но и были опубликованы в «Бюллетене Минтруда России», не являющемся официальным источником.

Очевидно, что сложившаяся ситуация негативно влияет как на объективность решений работодателей при осуществлении нормирования требований охраны труда, предъявляемых к профессиям работников и видам производимых ими работ, так и на эффективность деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении ими федерального государственного надзора за соблюдением требований законодательства об охране труда.

Если риски работодателей при использовании применяемых в настоящее время юридически несостоятельных правил по охране труда в процессе разработки инструкций по охране труда для профессий и видов работ представляются минимальными, то должностным лицам федеральной инспекции органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ, а также не опубликованных в установленном законодательством РФ порядке.

Одновременно с этим были внесены дополнения в ст. 20 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которыми нарушения указанных требований отнесены к грубым нарушениям законодательства о государственном надзоре, в случае допущения которых результаты проведенной проверки должны признаваться недействительными, а должностное лицо, допустившее их, может быть подвергнуто административному наказанию в виде штрафа либо дисквалификации на срок до 6 месяцев. Нет сомнения в том, что указанные требования являются объективными и необходимыми. Однако в этой связи следует привести несколько примеров.

В частности, например, применяемые в настоящее время Межотраслевые правила по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ, при холодной обработке металлов и при проведении окрасочных работ, утв. соответственно постановлениями Минтруда России от 09.07.1997 № 37 , от 27.10.1997 № 55 и от 10.05.2001 № 37 , не только не проходили в установленном порядке регистрацию в Минюсте России, но и были опубликованы в «Бюллетене Минтруда России», не являющемся официальным источником.

Перечень указанных актов может быть без труда продолжен. При этом, с сожалением следует лишь констатировать, что с момента введения в действие Закона № 184-ФЗ (т. е. с 1 июля 2003 г.) федеральным органом исполнительной власти, который ранее был уполномочен на обеспечение правового регулирования в трудовой сфере (Минздравсоцразвития России), до его упразднения был утвержден единственный подобный меж отраслевой нормативный правовой акт по охране труда – Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 13.04.2007 № 269.

Очевидно, что сложившаяся ситуация негативно влияет как на объективность решений работодателей при осуществлении нормирования требований охраны труда, предъявляемых к профессиям работников и видам производимых ими работ, так и на эффективность деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении ими федерального государственного надзора за соблюдением требований законодательства об охране труда.

Если риски работодателей при использовании применяемых в настоящее время юридически несостоятельных правил по охране труда в процессе разработки инструкций по охране труда для профессий и видов работ представляются минимальными, то должностным лицам федеральной инспекции труда при формировании материалов проверок в целях исключения нарушения требований законодательства о государственном надзоре зачастую остается руководствоваться только правовыми нормами Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), большинство из которых, как известно, носят рамочный характер.

Учитывая изложенное, представляется очевидной необходимость принятия по данному вопросу комплекса самых решительных мер в целях приближения сроков переработки основополагающих, в первую очередь имеющих межотраслевой характер, правил по охране труда. И эти меры должны найти отражение при разработке и последующей реализации формируемой в настоящее время Минтрудом России Программы пересмотра нормативных правовых актов по охране труда на 2017–2019 гг.

Материал подготовлен на основе статьи И.А. Воробьева, советника генерального директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России.

Коммерческое предложение на образовательные услуги
ПОЧЕМУ МЫ?

Качество преподавания обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом кафедры, который на 60% состоит из ведущих научных сотрудников РАН и является коллективом единомышленников.

Вы можете быть уверены, что Вы изучаете только самые актуальные вопросы профессии. Никакого устаревшего материала. Только самое важное и современное в легкой для восприятия форме.

Учебные аудитории оборудованы в соответствии с современными требованиями к процессу обучения: наличие мультимедийных средств делает обучении наглядным и эффективным.